Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами вступают в силу с 1 июля 2015 г.
Об этом проинформировал заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин на научно-практической конференции «Совершенствование нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды», которая проходит в рамках Международного форума по управлению отходами, природоохранным технологиям и возобновляемой энергетике «ВэйстТэк». В ходе своего доклада Р. Гизатулин отметил, что в 2014 г. Министерством было принято значительное число нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Одним из таких существенных законодательных актов является ФЗ № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Основными целями закона являются: совершенствование системы регулирования в области обращения с отходами, повышение уровня экологической безопасности, развитие экономических механизмов, направленных на сокращение захоронения отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот, совершенствование жилищно-коммунального законодательства, гармонизация национального законодательства с решениями и рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В целях гарантированного обеспечения заложенных в законе изменений и своевременного принятия подзаконных актов, предусмотрено вступление в силу его положений в разный период. Обязанность производителей, импортеров по утилизации товаров (продукции) наступает с 2015 г.; новая система лицензирования деятельности по обращению с отходами вводится с 1 июля 2015 г. Положения по реформированию системы жилищно-коммунальных услуг и введение института региональных операторов и новая система регулирования в области обращения с отходами вступят в силу с 2016 г., запреты на размещение отдельных видов отходов – с 2017 г., понижающие коэффициенты, соответственно — с 2019 и 2020 г. Разработан ряд положений, которые позволят усовершенствовать существующую систему лицензирования деятельности в области обращения с отходами. Вновь будет возвращена деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, которая была утрачена в 2011 и 2012 гг. Законодательно определен еще один вид деятельности – обработка отходов, который также будет подлежать лицензированию. Вовлечению отходов в хозяйственный оборот на территории регионов будет способствовать предусмотренная законом территориальная схема в области обращения с отходами. Схема должна включать в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. В законе также уточнены требования к обращению с отходами I-V классов опасности. С 1 января 2016 г. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется. При этом Минприроды России должно будет принять и утвердить Порядок подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности и Порядок их паспортизации, а также типовые формы паспортов отходов. Существенные изменения коснулись также и экономического блока вопросов обращения с отходами. С 1 января 2016 г. однозначно определено лицо, которое обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе и при размещении твердых коммунальных отходов. Наряду с этим на законодательном уровне урегулированы вопросы, относящиеся к предмету государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов. Определены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. По словам Р.Гизатулина, законом предусмотрено экономическое стимулирование при обращении с «промышленными отходами», путем введения в правоприменительную практику с 2020 г. понижающих коэффициентов к нормативам платы за размещение отходов. Этот механизм будет работать, если отходы образовались в процессе утилизации ранее накопленных или размещенных отходов или если произошло понижение класса опасности отходов. Как отметил замминистра, все принимаемые меры по совершенствованию законодательства в области обращения с отходами производства и потребления позволят в ближайшее время сформировать замкнутые циклы по их вовлечению в хозяйственный оборот, а новые экономические инструменты позволят перейти к целостной экономической модели, обладающей мощным ресурсо- и энергосберегающим эффектом.Об этом проинформировал заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин на научно-практической конференции «Совершенствование нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды», которая проходит в рамках Международного форума по управлению отходами, природоохранным технологиям и возобновляемой энергетике «ВэйстТэк». В ходе своего доклада Р. Гизатулин отметил, что в 2014 г. Министерством было принято значительное число нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Одним из таких существенных законодательных актов является ФЗ № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Основными целями закона являются: совершенствование системы регулирования в области обращения с отходами, повышение уровня экологической безопасности, развитие экономических механизмов, направленных на сокращение захоронения отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот, совершенствование жилищно-коммунального законодательства, гармонизация национального законодательства с решениями и рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В целях гарантированного обеспечения заложенных в законе изменений и своевременного принятия подзаконных актов, предусмотрено вступление в силу его положений в разный период. Обязанность производителей, импортеров по утилизации товаров (продукции) наступает с 2015 г.; новая система лицензирования деятельности по обращению с отходами вводится с 1 июля 2015 г. Положения по реформированию системы жилищно-коммунальных услуг и введение института региональных операторов и новая система регулирования в области обращения с отходами вступят в силу с 2016 г., запреты на размещение отдельных видов отходов – с 2017 г., понижающие коэффициенты, соответственно — с 2019 и 2020 г. Разработан ряд положений, которые позволят усовершенствовать существующую систему лицензирования деятельности в области обращения с отходами. Вновь будет возвращена деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, которая была утрачена в 2011 и 2012 гг. Законодательно определен еще один вид деятельности – обработка отходов, который также будет подлежать лицензированию. Вовлечению отходов в хозяйственный оборот на территории регионов будет способствовать предусмотренная законом территориальная схема в области обращения с отходами. Схема должна включать в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. В законе также уточнены требования к обращению с отходами I-V классов опасности. С 1 января 2016 г. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется. При этом Минприроды России должно будет принять и утвердить Порядок подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности и Порядок их паспортизации, а также типовые формы паспортов отходов. Существенные изменения коснулись также и экономического блока вопросов обращения с отходами. С 1 января 2016 г. однозначно определено лицо, которое обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе и при размещении твердых коммунальных отходов. Наряду с этим на законодательном уровне урегулированы вопросы, относящиеся к предмету государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов. Определены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. По словам Р.Гизатулина, законом предусмотрено экономическое стимулирование при обращении с «промышленными отходами», путем введения в правоприменительную практику с 2020 г. понижающих коэффициентов к нормативам платы за размещение отходов. Этот механизм будет работать, если отходы образовались в процессе утилизации ранее накопленных или размещенных отходов или если произошло понижение класса опасности отходов. Как отметил замминистра, все принимаемые меры по совершенствованию законодательства в области обращения с отходами производства и потребления позволят в ближайшее время сформировать замкнутые циклы по их вовлечению в хозяйственный оборот, а новые экономические инструменты позволят перейти к целостной экономической модели, обладающей мощным ресурсо- и энергосберегающим эффектом.